Архитектурное освещение зданий МГТУ им. Н.Э. Баумана

23 ноября 2012 - Админ

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана в год своего 175-летия получил подарок от Правительства Москвы – архитектурное освещение основных корпусов университета.


Комплекс зданий МГТУ им. Н.Э. Баумана в московском районе Лефортово создавался на протяжении многих лет. Главный корпус университета состоит из нескольких зданий, образующих каре. Один из фасадов каре обращён к небольшому парку на 2-й Бауманской улице, противоположный фасад раскрыт на р. Яузу в районе Лефортовской набережной. Неподалёку, на Рубцовской набережной, расположилось самое новое здание МГТУ – учебно-лабораторный корпус. Три вышеназванных здания и небольшой парк были оборудованы установками архитектурного освещения, проектные и монтажные работы по которым были выполнены сотрудниками ООО «Светосервис».

 

Рис. 1. Слободской дворец: а – размещение осветительных приборов: 1 – прожекторы с широкой КСС и КЛЛ холодно-белого света мощностью 20 Вт; 2 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 70 Вт; 3 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 35 Вт; 4 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 150 Вт; 5 – светильники с ЛЛ тёпло-белого света мощностью 8 Вт; б – вид из парка

 

Рис. 1. Слободской дворец: а – размещение осветительных приборов: 1 – прожекторы с широкой КСС и КЛЛ холодно-белого света мощностью 20 Вт; 2 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 70 Вт; 3 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 35 Вт; 4 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 150 Вт; 5 – светильники с ЛЛ тёпло-белого света мощностью 8 Вт; б – вид из парка

Рис. 1. Слободской дворец: а – размещение осветительных приборов: 1 – прожекторы с широкой КСС и КЛЛ холодно-белого света мощностью 20 Вт; 2 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 70 Вт; 3 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 35 Вт; 4 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 150 Вт; 5 – светильники с ЛЛ тёпло-белого света мощностью 8 Вт; б – вид из парка

 
Слободской дворец на 2-й Бауманской улице решён архитектором Д.И. Жилярди в начале XIX века в канонах классицизма: 3-этажное здание с выступающими флигелями и углублённым центральным объёмом с многофигурным аттиком украшено высокими полуциркульными окнами с колоннами. Часть главного здания, протянувшаяся вдоль Лефортовской набережной, построена в середине XX века в стиле «сталинский ампир»: массивные корпуса-крылья объединены центральным объёмом вогнутой формы со ступенчато поднимающейся высотной частью, входная группа выполнена в виде крытой галереи с шестью фигурами на парапете. Третий объект – учебно-лабораторный корпус на Рубцовской набережной – представляет собой здание весьма лаконичных форм, построенное в последней четверти XX века: мощный протяжённый объём с развитой, выдвинутой к реке, стилобатной частью.


Главными задачами архитектурного освещения были следующие: выявить объёмы зданий и их силуэты в ночном небе, подчеркнуть светом основные архитектурные элементы и вписать здания в световую среду вечернего города. Учитывалось их градостроительное значение, расположение главных видовых точек, участие водной поверхности реки в создаваемой вечерней картине.

 

Рис. 2. Главный корпус со стороны Лефортовской набережной: а – вид с Головинской набережной; б – входная группа; в – высотная часть

 

Рис. 2. Главный корпус со стороны Лефортовской набережной: а – вид с Головинской набережной; б – входная группа; в – высотная часть

 

Рис. 2. Главный корпус со стороны Лефортовской набережной: а – вид с Головинской набережной; б – входная группа; в – высотная часть

Рис. 2. Главный корпус со стороны Лефортовской набережной: а – вид с Головинской набережной; б – входная группа; в – высотная часть

 
Учитывая архитектуру объектов в качестве приёма освещения было использовано преимущественно локальное освещение с установкой прожекторов и светильников на фасадах вблизи освещаемых поверхностей. Иногда, для создания эффекта заливающего освещения, применялось значительно более удалённое от фасадов локализованное расположение осветительных приборов – на балконах, удлинённых кронштейнах, крыше входной группы.


Световые решения для Слободского дворца и учебно-лабораторного корпуса были разработаны и согласованы на Художественном совете при Москомархитектуре в первом и единственном варианте. Для «сталинской высотки» были разработаны три варианта концепции архитектурного освещения.


Все варианты предусматривали размещение осветительных приборов преимущественно на фасадах здания в два яруса на корпусах-крыльях, активное освещение высотной части и освещение галереи входной группы изнутри.


Отличительной особенностью первого варианта было локальное освещение фасадов, крыльев и вогнутой части и ещё большее усиление роли высотной части благодаря выделению пилястр холодным белым светом на фоне более тёплых простенков.


Второй вариант решал задачу придания большей современности объекту применением цветного (синего) света.

 

Рис. 3. Учебно-лабораторный корпус МВТУ им. Н.Э. Баумана: а – размещение осветительных приборов: 1 – линия светильников с ЛЛ холодно-белого света мощностью 36 Вт; 2 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 150 Вт; 3 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 70 Вт; 4 – линия светильников с ЛЛ синего света мощностью 36 Вт; 5 – шнур белого цвета со светодиодами; б – входная группа; в – вид с Госпитального моста; г – вид с Госпитальной набережной

 

Рис. 3. Учебно-лабораторный корпус МВТУ им. Н.Э. Баумана: а – размещение осветительных приборов: 1 – линия светильников с ЛЛ холодно-белого света мощностью 36 Вт; 2 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 150 Вт; 3 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 70 Вт; 4 – линия светильников с ЛЛ синего света мощностью 36 Вт; 5 – шнур белого цвета со светодиодами; б – входная группа; в – вид с Госпитального моста; г – вид с Госпитальной набережной

 

Рис. 3. Учебно-лабораторный корпус МВТУ им. Н.Э. Баумана: а – размещение осветительных приборов: 1 – линия светильников с ЛЛ холодно-белого света мощностью 36 Вт; 2 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 150 Вт; 3 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 70 Вт; 4 – линия светильников с ЛЛ синего света мощностью 36 Вт; 5 – шнур белого цвета со светодиодами; б – входная группа; в – вид с Госпитального моста; г – вид с Госпитальной набережной

 

Рис. 3. Учебно-лабораторный корпус МВТУ им. Н.Э. Баумана: а – размещение осветительных приборов: 1 – линия светильников с ЛЛ холодно-белого света мощностью 36 Вт; 2 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 150 Вт; 3 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 70 Вт; 4 – линия светильников с ЛЛ синего света мощностью 36 Вт; 5 – шнур белого цвета со светодиодами; б – входная группа; в – вид с Госпитального моста; г – вид с Госпитальной набережной

Рис. 3. Учебно-лабораторный корпус МВТУ им. Н.Э. Баумана: а – размещение осветительных приборов: 1 – линия светильников с ЛЛ холодно-белого света мощностью 36 Вт; 2 – прожекторы с концентрированной КСС и МГЛ тёпло-белого света мощностью 150 Вт; 3 – прожекторы с широкой КСС и МГЛ холодно-белого света мощностью 70 Вт; 4 – линия светильников с ЛЛ синего света мощностью 36 Вт; 5 – шнур белого цвета со светодиодами; б – входная группа; в – вид с Госпитального моста; г – вид с Госпитальной набережной

 
В третьем варианте «высотка» акцентировалась не так резко; заметнее становилась роль крыльев благодаря более активному, с помощью локализованного освещения, подчёркиванию горизонтальных членений фасадов.


Проектом был принят и согласован на Художественном совете третий вариант. Этот вариант и был реализован.


В рамках настоящего проекта было выполнено освещение парка территории, прилегающей к Слободскому дворцу, в том числе, дорожек, групп деревьев вокруг фонтана, памятников Н.Э. Бауману и бауманцам, павшим в боях за Родину в 1941-1945 гг.


На рис. 1-3 показаны фрагменты схем размещения осветительных приборов на фасадах (полное представление указанных схем невозможно в виду их большого объёма) и вечерние виды (фотографии) объектов при архитектурном освещении, реализованном по настоящему проекту.


В качестве осветительного оборудования на объектах МГТУ применены прожекторы и светильники российских и зарубежных производителей: ЛЗСИ, «Светосервис-МОСЗ», «Световые технологии» (Россия), TARGETTI, LEG ILLUMINATION, SBP (Италия), SIMENS, SITECO (Германия). Применяемые источники света – металлогалогенные лампы мощностью от 35 до 1000 Вт, натриевые лампы высокого давления мощностью от 150 до 250 Вт, лампы ДРЛ с исправленной цветностью мощностью 125 Вт (в светильниках на опорах), люминесцентные лампы диаметром 26 и 16 мм (в том числе цветные).


Для примера в табл. 1 приведены типы осветительных приборов и источников света, использованных в осветительной установке учебно-лабораторного корпуса.

 

Таблица 1.

№ п/п Наименование ОП Кол-во ОП, шт. Место установки ОП Тип источника света
1 ГО-01-150-01 3 на подставке HQ1-TS 150/WDL
2 ГО-07-400-001 2 на подставке HIT 400/NW
3 ГО-15-150-01 27 на подставке HQ1-TS 150/WDL
4 ГО-15-70-003 28 на балконе HQ1-TS 70/NDL
5 1CARE 73131 (10°) 6 в тумбе HQ1-T 150/WDL
6 1C ARE 73133 (30°) 4 в тумбе HQ1-T 150/WDL
7 1C ARE 73135 (50°) 2 в тумбе HQ1-T 150/WDL
8 NORMA 118 CR 30 на парапете L 18 W/840, L 18 W/67 (синяя)
9 NORMA 136 CR 778 на парапете L 36 W/840, 570 шт.; L 36 W/67 (синяя), 225 шт.
10 KRK.RP 136 26 на парапете L 36 W/840
11 LED-XD-2 W-240 1 на часах  

 
В процессе проектирования с учётом конструктивных особенностей данных объектов были разработаны оригинальные конструкции для установки приборов (ведущий конструктор В.Г. Дегтярь).


Компьютерное изображение световых решений было выполнено дизайнером, выпускницей МГТУ К.Д. Козыревой, работавшей ранее в ООО «Светосервис».


Особая благодарность выражается В.М. Пятигорскому (ВНИСИ, г. Москва) за его ценное участие в разработке проекта.


Основные показатели установки архитектурного освещения приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. 

Наименование объекта Установленная мощность, кВт Количество световых точек
Главный корпус со стороны 2-й Бауманской ул. (Слободской дворец) 7,4 125
Главный корпуссо стороны Лефортовской набережной («сталинская высотка») 40,8 262
Учебно-лабораторный корпус на Рубцовской набережной 58,5 907
Территория (парк перед Слободским дворцом) 8,8 60

 
В заключение хочется ответить на возможные вопросы специалистов. Освещение объектов МГТУ им. Баумана не лишено недостатков. Кто-то из специалистов – сторонников заливающего освещения – скажет: «Здесь излишне большая «пятнистость», тут карниз недосвечен, «высотка» за фигурами ярковата и фигуры зря освещены, а памятник и вовсе плох». При реализации данного проекта были объективные обстоятельства, не позволившие реализовать задуманные решения полностью. Сказались «тяжёлая» геоподоснова (как в случае с памятником Н.Э. Бауману), эксплуатационные ограничения по высоте и доступности при установке приборов, необходимость создания комфортной световой среды для людей, особенно при перекрёстных направлениях наблюдения (вынужденность локального освещения входных зон и памятника). Тем не менее, эти недостатки не помешали главному – созданию выразительного вечернего образа объектов. Достижение нормируемых уровней яркости отдельных составляющих объектов – желательно, но это не самоцель архитектурного освещения. Необходимо помнить, что архитектурное освещение имеет большую эмоциональную составляющую. Мы видим Слободской дворец в вечернем свете таким же спокойным, достойным, гармоничным, как днём, и только чуть более праздничным. «Сталинская высотка» при архитектурном освещении, так же, как и днём, потрясает размахом своих раскинувшихся корпусов-крыльев и несколько «давит» мощно вздымающейся в небо высотной частью. Учебно-лабораторный корпус в вечернем свете, казалось бы, тоже удивляет своими габаритами, но его мощное «тело» динамично как наше время. Ещё одним важным качеством вечернего образа, на мой взгляд, является его современность. Как показывает практика, в агрессивной московской среде установки архитектурного освещения физически устаревают через 10-15 лет эксплуатации, а часто и морально; и во время ремонта подвергаются изменениям. Таким образом, архитектурное освещение – это работа для современника. Современный образ – это образ сложный, притягательный, эмоционально богатый, может быть, даже спорный и беспокоящий (как памятник Н.Э. Бауману, освещённый «на контражуре»), но заставляющий зрителя творить, достраивать по-своему наблюдаемое решение, быть активным участником процесса создания световой картины. Отсюда и сочетание разных приёмов освещения, и принцип «не навреди» – лучше что-то вовсе не осветить, чем ослепить (пример – тот же памятник, если его осветить заливающим светом с крыши здания). Отдельно применённый приём заливающего освещения, к сожалению, нередко создаёт ощущение статичности, делает объект плоским и скучноватым.


Сотрудники ООО «Светосервис», принимавшие участие в создании установки архитектурного освещения объектов МГТУ им. Н.Э. Баумана, надеются, что их работа послужит украшению нашего любимого города.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 8134 просмотра
Комментарии (1)